Иван-да-Марья цветок лечебные свойства. Можно ли вырастить на даче
- Иван-да-Марья цветок лечебные свойства. Можно ли вырастить на даче
- Иван-да-Марья домашний цветок. Описание травы и ареал произрастания
- Ok google цветок Иван-да-Марья. Иван-да-марья
- Иван-да-Марья сказка. Иван да Марья
- Иван-да-Марья цветок легенда. Общие сведения о растении Иван-да-Марья
- Иван-да-Марья почему так называется. Что за цветок Иван-да-Марья?
Иван-да-Марья цветок лечебные свойства. Можно ли вырастить на даче
В последнее время, благодаря своим декоративным качествам, Иван-да-марья используется ландшафтными дизайнерами для создания пасторальных образов на дачном участке . Им украшают альпийские горки. Небольшая полянка ярких цветов, добавляет участку уникальности. Иногда используют для создания бордюров на клумбах. Смотрится очень живописно. Однако, многие садоводы опасаются размещать растение на своей территории из-за его паразитических свойств и быстрого распространения.
Мир растений велик и разнообразен. Одни являются украшением, другие лечат и помогают в решении бытовых проблем, третьи сочетают в себе сразу несколько удивительных качеств . Природа, которая создала эту великолепную палитру красок, свойств и ароматов является непревзойденным творцом. Ее талантом мы продолжаем восхищаться на протяжении столетий.
Легенда о цветке иван-да-марья говорит о юноше Иване и девушке Марье, которые решили никогда не разлучаться и превратиться в красивые цветки. У Ивана с тех пор — рубаха лиловая, а у Марии — желтый платочек. Так и стоят они и никуда друг без друга… В память о двух любящих сердцах и прозвал народ цветок Иван-да-Марья.
Растение иван-да-марья (Melampyrum nemorosum L.), иначе называемое в народе: марьянник дубравный, брат и сестра, братка, медунка, желтяница, медянка, огнецвет, желтушка, иванова травка, трехцветная трава, луговой звонец — один из четырех цветков атрибутов гадального венка на праздник Ивана Купалы. Но все больше его знают как растение адам-и-ева (иван-да-марья))…
В народе считалось, что цветы ивана-да-марьи, собранные на Купалу защищают дом от черных людей весь год, а трава восстанавливает мир в семье между супругами. Растение интересно еще и тем, что его семена, привлекают муравьев своими ароматными мешочком, в результате они растаскивают их по лесу, распространяя растение…
Описание растения иван-да-марья.
Травянистое, однолетнее растение семейства норичниковых иван-да-марья вырастает в высоту на 15 — 50 см. На корнях растения есть присоски, которые прикрепляются к корням других растений и подкармливается от них соком.
Стебель марьянника дубравного — ветвистый, прямой, опушенный белесыми волосками, опущенными вниз. Листья яйцевидно-ланцетные, супротивные, цельно- крайние, длиннозаостренные.
Цветок иван-да-марья поникший, все цветки сидят по одному на коротких цветоножках, в пазухах верхних листьев, повернуты в одну сторону, группируясь в рыхлую кисть. У каждого цветка есть прицветный лист, фиолетового, ярко-лилового, малинового или синего цвета, окрасим более интенсивнее у верхушки. Венчик ярко-желтый, чашечка длинноопушенная. Плод ивана-да-марьи – коробочка в форме яйца, раскрываясь делится надвое. Цветение растения можно наблюдать начиная с конца весны и до осени.
Где растет огнецвет (иван-да-марья)?
Лекарственное растение иван-да-марья распространено в лесостепной и лесной европейской части России, на северо западе и западе лесостепи Украины, на Кавказе, занесли его и в Сибирь. Встречается в лиственных лесах, в кустарниках, по опушкам, на меловых склонах и сырых торфяных лугах.
Фото растения иван-да-марья.
Фотография цветка медунка (ивана-да-марьи).
Можете увидеть более крупную фотографию цветка, если нажмете на фото.
Заготовка растения иван-да-марья.
Для изготовления препаратов применяется лечебная трава иван-да-марья (цветки, стебли, листья) и плоды. Плоды растения собирают в июле — сентябре, надземную часть — в мае – сентябре. Траву сушат в тени, под навесом, хранят не более 10 месяцев отдельно от других растений.
Иван-да-Марья домашний цветок. Описание травы и ареал произрастания
Цветок иван-да-марья – растение-полупаразит с прямым и ветвистым стеблем, высота которого составляет 15–60 см. Любит паразитировать на ели, ольхе, иве, орешнике, но также на травянистых растениях. Весь стебель усеян волосками белого цвета, обращёнными вниз. Листья ланцетно-заострённые, супротивные, яйцевидные, сердцевидные, суженные в маленький черешок.
Соцветье – верхушечное, кисть — колосовидная с редким цветом. Прицветники сердцевидно-яйцевидные, супротивные, заострённые с зубчиками, вдоль жилок и у основания слегка опушённые. У нижней части соцветия прицветники зелёного цвета, у основания средней части – фиолетово-синего, у верхнего – фиолетового окраса.
Чашечка, как правило, трубчатая с заострёнными зубчатками. Цветки у растения неправильной формы, цветоножки небольшие, обращены в одну сторону и опушённые. Венчик жёлтый, двугубый, с нижней губой и красноватой трубочкой. Цветёт с мая по сентябрь. Предпочитает произрастать в дубравах, на опушках и полях, в болотистых лугах и среди кустарников.
Трава иван-да-марья обширно распространена на европейской территории. Главные места произрастания – лесная и лесостепная зона в европейской части России. Но также растение можно повстречать на Кавказе и в Сибири, Украине. Лучшие условия для роста растения – торфяные и сырые луга, меловые склоны и лиственные леса.
Род марьянник насчитывает 35 видов. Для России наиболее характерным видом является иван-да-марья (марьянник дубравный), марьянник луговой, полевой и разрезной.
Ok google цветок Иван-да-Марья. Иван-да-марья
Иван-да-марья (Марьянник дубравный, брат с сестрой, желтяница, Иванова трава, луговой звонец, меткая трава, братка, медунка, медянка, огнецвет, желтушка, Адам и Ева, золотушная трава, сорочьи стружки, кушарка, люкрец, кобылья трава, желтоголовик, цветы Купалы) — название растения, цветы которого отличаются двумя разными цветами, чаще всего — жёлтый, синий или фиолетовый.
Именно на Купалу и рвут растение Иван-да-Марьи, которое обладает особыми свойствами. Волшебные свойства этого растения, которое сорвано в летний день солнцестояния, заключается в том, что оно помогает уйти от погони тому, кто держит его при себе. Также существует поверье, что человек, у кого есть этот цветок при себе, может ездить быстро даже на старой кляче. Если соответствовать духу времени, то можно предположить, что иван-да-марья может помочь гонщику, который вместо лошади использует автомобиль. Раньше его носили при себе гонцы и лазутчики. Кроме того, свежий сок, выжатый из этого цветка, дают пить потерявшим слух или ум, память, рассудок. Также цветы, собранные на Купалу и хранящиеся в доме, защищают жилище от людей с плохими намерениями, злых духов (антидемоническая трава) и восстанавливают лад между супругами. Цветы этого растения вкладывают в углы дома. Такой ритуал помогает защитить жилище от воров. Брат с сестрой (жёлтый и синий цветочки) будут разговаривать между собой, а вор подумает, что это говорят хозяева, после чего уйдёт восвояси.
Иван-да-Марья сказка. Иван да Марья
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Иван да Марья" Толстой А. Н. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. "Добро всегда побеждает зло" - на этом фундаменте созиждится, подобные данному и это творение, с ранних лет закладывая основу нашего миропонимания. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Прочитывая такие творения вечером, картины происходящего становятся более живыми и насыщенными, наполняясь новой гаммой красок и звуков. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Каждый раз, прочитывая ту или иную былину, чувствуется невероятная любовь с которой описываются изображения окружающей среды. Сказка "Иван да Марья" Толстой А. Н. читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.
Д есятая неделя после пасхи — купальские дни.
Солнце самый пуп земли печет, и зацветает дивная Полынь-трава. В озера, на самое зеленое дно, под коряги подводные, под водоросли глядит огненное солнце.
Негде упрятаться русалкам-мавкам, и в тихие вечера, в лунные ночи уходят они из вод озерных и хоронятся в деревьях, и зовут их тогда древяницами.
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера.
Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит.
Встанет над озером месяц, начнут булькать да ухать в камышиных заводях, захлюпают по воде словно вальками, и выкатит из камышей на дубовой коряге водяной, на голове колпак, тиной обмотан. Увидишь, прячься — под воду утянет.
Строго брат Иван наказывал сестре Марье:
— Отлучусь я, так ты после сумерек из хаты — ни ногой, песни не пой над озерной водой, сиди смирно, тихо, как мыши сидят…
— Слушаю, братец! — говорит Марья.
Ушел Иван в лес. Скучно стало Марье одной за станком сидеть; облокотилась она и запела:
Где ты, месяц золотой? —
Ходит месяц над водой,-
В глыбко озеро взглянул,
В темных водах утонул…
Вдруг стукнуло в ставню.
— Кто тут?
— Выдь к нам, выдь к нам,- говорят за ставней тонкие голоса.
Выбежала Марья и ахнула.
От озера до хаты — хороводы русалочьи.
Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют.
Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…
— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица.- Взяли Марью за руки и закружились.
Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке.
— Здравствуй, Марья,- захрипел водяной,- давно я тебя поджидал…- И потянулся к ней лапами…
Поздним утром пришел Иван. Туда, сюда,- нет сестрицы. И видит — на берегу башмаки ее лежат и поясок.
Сел Иван и заплакал.
А дни идут, солнце ближе к земле надвигается.
Настала купальская неделя.
«Уйду,- думает Иван,- к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю».
Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям.
Шел, шел, видит — стоит голая липка, с которой он лыки драл.
«Ишь ты, назад завернул»,- подумал Иван и пошел в другую сторону.
Кружил по лесу и опять видит голую липку.
— Наважденье,- испугался Иван, побежал рысью. А лапти сами на старое место загибают…
Рассердился Иван, замахнулся топором и хочет липку рубить. И говорит она человеческим голосом:
— Не руби меня, милый братец…
У Ивана и топор вывалился.
— Сестрица, ты ли?
— Я, братец; царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду… Когда ты с меня лыки драл, наговаривала я, чтобы не уходил отсюда далеко.
— А нельзя тебе от водяного уйти?
— Можно, найти нужно Полынь-траву на зыбком месте и мне в лицо бросить.
Иван-да-Марья цветок легенда. Общие сведения о растении Иван-да-Марья
Марьянник Дубравный (Melampyrum nemorosum L.) – однолетнее травянистое растение с опушенным стеблем. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные. Цветки светло-желтые, двугубые, собраны в колосовидные соцветия. Плод – яйцевидная коробочка. Семена крупные, продолговатые, бурые или почти черные. Высота растения – 15-60 см.
Растение выделяется особо ярким контрастом прицветников синих тонов и ярко-жёлтых венчиков. Оно очень декоративно, поэтому часто привлекало внимание живописцев и поэтов, но сорванное в букеты быстро увядает. Цветы Иван-да-Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом.
Название Иван-да-Марья в разных областях могут давать нескольким (разным) травянистым растениям, цветы которых (или верхние части всего растения) отличаются присутствием двух резко различаемых окрасок, чаще всего жёлтой и синей или фиолетовой. Чаще всего словом Иван-да-Марья называют именно марьянник дубравный, реже – фиалку трехцветную. Еще реже такое название дают шалфею луговому и барвинку – у них тоже ярко отличающиеся два цвета.
Марьянник дубравный встречается в северной, средней и юго-западной зонах европейской части России. Растет по лесным полянам (иногда большими массивами), опушкам, холмам, в зарослях кустарников, на болотистых лугах и меловых склонах. Самое обычное растение наших лугов, полян и опушек лиственных лесов, где цветёт с конца весны до начала осени (май-сентябрь).
Иван-да-Марья почему так называется. Что за цветок Иван-да-Марья?
Как ни странно, ответить на этот вопрос сразу и однозначно не получится.
Прежде всего, потому, что это название в народе распространяется на несколько растений. Чаще всего имеется в виду то, что зовется еще марьянником, братом-с-сестрой, желтяницей, ивановой травой. Желтые цветы с синими прицветниками встречаются в лесах и лугах, на полянках и опушках.
Иваном-да-Марьей называют порой и трехцветную фиалку, а иногда — живучку женевскую, шалфей луговой и барвинок. Почему? У них тоже ярко отличающиеся два цвета (у фиалки третий, белый, в расчет не принимается).
Много преданий, связанных с Иваном-да-Марьей, посвящено символике запретной любви.
По одной версии, брат и сестра не ведали о своем кровном родстве и вступили в брак, за нарушение обычая они были обращены богом в цветок. По другой — превращение состоялось по согласию влюбленных, которые не смогли справиться со своей страстью и не желали расставаться. Самый жесткий вариант предания гласит, что сестра хотела соблазнить братца, а он за это ее убил. В качестве предсмертной воли девушка попросила посадить на могиле этот цветок.
Тема любви Ивана и Марьи фигурирует в обрядовой песне:
По бору, по бору,
По вересу, по вересу,
Ходит коник, ходит коник,
Воронененький, воронененький.
На том коне, на том коне,
Седло лежит, седло лежит.
На том седле, на том седле,
Иван сидит, Иван сидит,
За ним Марья,
Сейчас, Марья,
За ним Марья,
Сейчас, Марья,
Вдогон бежит, вдогон бежит:
«Постой, Иван, постой, Иван!
Скажу нечто, скажу нечто!
Скажу нечто,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
Тебя люблю,
С тобой пойду,
С тобой пойду!»
Отзвуки той же темы прослеживаются в купальском напеве:
Нонче Купалы,
Завтра Иваны.
Купалы на Иваны!
Купался Иван,
Да в воду упал.
Ох брат сестру,
Двору кличет.
Двору кличет,
Загубить хочет.
«Ой, братец мой, Иванушка!
Не губи меня,
В буденный день,
Загуби меня,
В воскресный день.
Положи меня
У ограды,
Обсади меня
Стрелицами,
Обвешай меня,
Наметками,
Васелечками!
Молодцы идут,
Стрелицы рвут.
Старушки идут,
Наметки берут.
Васелечки рвут,
Васелечки рвут,
Веночки вьют.
Меня младу,
Поминать будут».
Другое значение связано лишь с платонической, родственной любовью тех же персонажей.
Оно тоже отражено в старинном сказании, повествующем, как жили брат с сестрою на берегу озера. Раз заманили Марью русалки, и досталась она в жены водяному. Иван горевал, хотел уйти прочь, обнаружив башмаки сестрины на берегу, да в конце концов спас ее, одолев водяного полынь-травой.
Но главная ипостась символа заключается в священном соединении огня и воды, земного и небесного.
Сочетание желтого и синего цвета отражает купальские значения огня и воды, широко используемые во время праздника. В этом качестве цветок представлялся как звено, соединяющее людей и с богами, и между собой. Не случайно союзы, заключенные на Купалу, считались нерушимыми, даже если совершались без ведома родителей и родни.
Новобрачные, взявшись за руки, прыгали через костер, а затем совершали ритуальное омовение перед актом физической любви. Таков был обряд заключения сакрального брака, а символом его был цветок, в котором желтый цвет (огонь) соотносился с женихом, а синий (вода) — с невестой. Этот же смысл проводился в обряде спускания (скатывания) в воду подоженного колеса от телеги, а также сжигания в костре куклы, обряженной в синее платье.
Вот каким он был для наших предков, малый да скромный цветок Иван-да-Марья!